Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

ИСТОРИЯ ЕЗДОВЫХ СОБАК

ОТДАЛЕННЫЕ ПРЕДКИ

Считается, что ездовые собаки - прямые потомки древнейших примитивных собак севера Европы и Азии, которые сформировались в неолите. В их происхождении, возможно, участвовали волки. История народов, коренных для обширных районов арктической и субарктической Восточной Сибири, неразрывно связана с ездовыми собаками. Наскальные рисунки, обнаруженные севернее озера Байкал, свидетельствуют о том, что первые ездовые собаки существовали уже 4000 лет назад. Древние охотники, кочевавшие в районе Анадырского плоскогорья, просто не выжили бы без собак в суровых условиях северного края. На собачьих упряжках они перевозили все свое снаряженье и охотничьи трофеи. Хотя собаки и не столь сильны, как олени, но они более выносливы и лучше приспособлены к вечной мерзлоте тундры.

ЕЗДОВЫЕ СОБАКИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

В 1853 году исследователь Хупер описал ездовых собак Восточной Чукотки, Он отметил, что по сравнению с ездовыми собаками эскимосов Северной Америки чукотские менее крупные, у них более узкие головы, более легкое сложение; шерстный покров средней длины, очень плотный, окрасы самые разнообразные. До недавнего времени собаки Восточной Чукотки представляли собой достаточно изолированную популяцию. Время от времени, для освежения крови своих ездовых собак, чукчи спаривали их с волком, привязывая течных сук в определенных местах. Через несколько поколений собак с примесью волчьей крови использовали для работы в упряжках. Племенной отбор велся исключительно по рабочим качествам. Большинство сук при рождении уничтожали, оставляя нескольких для продолжения рода. Щенков запрягали на следующую зиму после рождения, и, тех, которые сразу же не проявляли способностей к работе в упряжке, выбраковывали известным способом. Только лучшие кобели, которых после работы выпускали бегать свободно, могли спариваться с суками. Остальных кобелей кастрировали, что сводило на нет конфликтные ситуации между собаками в упряжке. (По сообщениям Л.С. Богословской, в течение всего бесснежного сезона ездовые собаки сидят на короткой привязи, получая корм раз в два-три дня, а с наступлением ездового сезона в течение 7-10 дней включаются в интенсивную работу.)

Ездовая собака должна была работать с рвением в условиях экстремально низких температур, тащить тяжелый груз и при этом быть дисциплинированной. Абсолютного послушания каюр добивался с помощью кнута или палки - остола. Однако это орудие служило для наказания лишь в самых острых ситуациях: чукчи и эскимосы уважают собак. На собаках не только ездили, с их помощью добывали крупных копытных, выслеживали медведей и тюленей в продушинах. Собаки разделяли с человеком все: их кормили тем же, что ели сами люди. Днем четвероногие работали, а ночью своими телами помогали согреться хозяину. Собаки на Севере всегда были частью и религиозных обрядов. Современные сибирские хаски, которых к нам привозят из-за рубежа как небывалую экзотику, не что иное, как отдаленные потомки наших ездовых собак, которые никогда не были предметом моды. Поскольку в других странах, за исключением севера Америки, не было жизненной потребности в ездовых собаках, хаски во многих странах стали спортивными, а чаще - просто декоративными собаками. Многие красивые породы превращены "собаководами" в выставочное диво, лишенное счастья работать.

ИСТОРИЯ ЕЗДОВЫХ СОБАК АЛЯСКИ

Как ездовые собаки чукчей повлияли на происхождение хаски? В 1867 Россия продала право пользования Аляской США. С 1880-х годов Аляска привлекала многочисленных золотоискателей. С 1897 года, после открытия золотоносного района Клондайк на северо-западе Канады, тысячи людей ринулись на Аляску. Только за один день 1 августа 1900 года "золотая лихорадка" привела на запад Аляски 18000 золотоискателей. Там был заложен город Ном. До приисков зимой можно было добраться на единственном виде транспорта - собачьей упряжке. Впрягали обычно маламутов, а также самых разных собак, привезенных с собой эмигрантами. В 1907 году в Номе был создан Кеннел-клуб, который занимался организацией гонок. Первые гонки на собачьих упряжках были организованы в Номе в качестве развлечения в 1908 году по инициативе Скотти Аллана, прозванного королем арктического льда. Дистанция от Нома до Хэндла и обратно составляла 656 км ("Всеаляскинское Пари"). Успех был огромен. На следующий год некрупные быстрые и выносливые собаки, принадлежавшие некоему Тарструпу, пришли третьими. Торговец пушниной Гусак купил их в Сибири в поселке Маркове на берегу реки Анадырь (Чукотский край). Оценив возможности этих собак, шотландец Рамзей закупил еще 70 ездовых лаек в Сибири. Он нанял каюра по имени Джонсон, которому удалось привести упряжку первой на гонке 1910 года. Сибирские собаки прославились в США и Канаде. Даже эскимосы после этого стали заменять своих тягловых маламутов на хаски, если было необходимо совершить быструю поездку налегке.

Норвежец Леонард Сеппала прибыл на Аляску в 1901 году, с 1915 года он многократно побеждал в разных гонках со своими собаками (его ездовые собаки были приобретены в Сибири). Сеппала был признан самым скоростным каюром, он неизменно побеждал в гонках в течение нескольких лет подряд. Именно его имя стало легендой зимой 1925 года, когда в Номе разразилась эпидемия дифтерии, и людям срочно нужно было доставить из Ненаны сыворотку - единственное спасение. Этот путь протяженностью в 658 миль (1053 километра) можно было преодолеть за девять суток. Снарядили несколько собачьих упряжек, которым эстафетой, несмотря на пургу и пятидесятиградусный мороз, удалось пройти расстояние за пять с половиной дней. Несколько каюров сменяли друг друга в течение 127 часов, преодолев в общей сложности путь около тысячи миль. Самый сложный и протяженный участок в 340 миль (544 километра) достался Сеппале. Последнюю упряжку в Ном привел вожак Того. Каюр был без сознания. Лапы собак были содраны в кровь. В честь спасения города в одном из парков Нью-Йорка в том же году был поставлен памятник ездовой собаке. Прессе, видимо, понравилась кличка одного из вожаков Сеппалы - Болто, и ее выгравировали на памятнике, хотя сам Болто не дошел до Нома, а был оставлен по пути в одном из эскимосских селений.

Подвиг каюров и их собак увековечен в традиционном соревновании "Айдитарод Трейл". В четные годы соревнования проводятся по северной трассе, в нечетные - по южной. Упряжки стартуют в Анкоридже, финишируют в Номе. Поселок Айдитарод находится примерно на середине пути, на южной трассе. Общая дистанция, в зависимости от трассы, составляет 1049 или 1112км.

Считается, что последний завоз чукотских собак на Аляску осуществил в 1930 году торговец Свенсон. Он приобрел в северо-восточной Сибири тщательно отобранных собак, за некоторых из них он заплатил 150 долларов. Однако американцы привозили на Аляску ездовых собак не только с Чукотки, но и с Камчатки и Колымы.